«Лето» Серебренникова: Рок-н-Цой

Москва. 11 мая. INTERFAX.RU — На Каннском кинофестивале в рамках конкурсной программы показали фильм «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова, который находится под домашним арестом. Это красочный необычный байопик с превосходным саундтреком и почти идеальным актерским составом.

Несмотря на то что режиссер не смог лично представить фильм, незримо он все же присутствовал в Каннах — по красной ковровой дорожке перед премьерой съемочная группа прошлась с баннером «Kirirll Serebrennikov», а гости показа принесли свои плакаты с именем Серебренникова или надели футболки с надписью «#freekirill».

Из-за контекста, в котором монтировался фильм (Серебренников делал это уже находясь под арестом), и нынешнего «заточения» режиссера, западная публика стремится везде найти предпосылки ущемления творцов и тоталитаризма. Но при всем желании превратить «Лето» в политическое высказывание не получится. Исполнительница главной женской роли Ирина Старшенбаум (жена Майка Науменко Наталья) на пресс-конференции фильма призналась, что, по ее мнению, это картина про свободу и любовь. Что на самом деле так — это не столько предыстория Цоя до славы, сколько рассказ о любви, музыке, поисках и больших надеждах в Ленинграде 1980-х.

Творческое настроение пронизывает весь фильм — черно-белый, но с отдельными цветными сценами, история о жизни трех молодых людей (Цоя, Науменко и Натальи) в Ленинграде, их поисках и любовном треугольнике. На эту волну настраивает эстетика картины — что может быть романтичнее, чем смотреть черно-белый фильм на большом экране. Безусловно, определенные биографические и исторические моменты в картине есть, но они служат лишь костяком. При этом картина далека от ностальгии — съемочная группа наперебой утверждает что все проекты Серебренникова — о современности.

Для большего погружения зрителей в эпоху, режиссер «ломает четвертую стену» путем ввода скептического персонажа. Он, обращаясь на камеру, то говорит, что исполнитель роли Цоя Тео Ю «не похож» на Виктора, подвергает критике творческий подход музыкантов или даёт старт музыкальным номерам в стиле «Ла-Ла Ленда», а потом демонстрирует табличку с надписью «Этого не было».

Культура08 мая 2018Канны 2018: Цой, Годар, Хан Соло и фон ТриерЧитать подробнее

Сцены а-ля мюзикл в сюрреалистической манере разукрасили анимацией, а саундтреком стали песни Talking Heads, Игги Попа, Лу Рида. Параллельно герои в ленинградских общежитиях, на квартирниках обсуждают Боуи, Blondie, Sex Pistols, Velvet Underground и многих других.

Тема творческих поисков стоит в картине особняком. Цой пишет буквально на коленке тексты новых песен, тут же исполняет ставшие позднее легендарными хиты, цитирует хокку и выносит вердикт, что СССР «не Восток, не Запад, а третье место какое-то». Отсюда недалеко и до цензуры с вычиткой текстов и провокационными выкриками в электричке в стиле «Америка — наш идеологический противник».

Отдельного упоминания достойны камео Лили Ахеджаковой и роль молодого Бориса Гребенщикова (просто Бена) в исполнении Никиты Ефремова. Последний в нескольких сценах преображается почти до неузнаваемости, представляя на экране очень аутентичный образ музыканта.

Нельзя сказать, что иностранная публика полностью поймет фильм, для незнакомых с советскими реалиями зрителей картина станет небезынтересным экскурсом в экзотические 1980-е. Что только придает ей ценности.

Источник

Теги:

Нет комментариев

    Оставить отзыв

    12 − 3 =

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

    %d такие блоггеры, как: