Нацпрограмма Дальнего Востока решит судьбу ТОРов и «гектара»

<

Важными пунктами нацпрограммы развития Дальнего Востока должны стать подъем инфраструктуры, социальной сферы, а также пересмотр действующих инструментов в пользу их большей эффективности. Так считают эксперты, опрошенные ФБА «Экономика сегодня».


В ближайший год правительство должно разработать национальную программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года.

«Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, заинтересованными организациями, общественными и деловыми объединениями подготовить национальную программу развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года и внести в администрацию президента Российской Федерации соответствующий проект указа Президента Российской Федерации. Срок – 1 сентября 2019 года», — сообщается на сайте Кремля. 

Ответственные за подготовку национальной программы развития — глава кабмина Дмитрий Медведев, руководители высших исполнительных органов государственной власти регионов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Долгоиграющие инвестиции

С Дальним Востоком вопрос простой — там почти нет инфраструктуры, говорит экономист Дмитрий Адамидов.

«Сейчас, конечно, что-то делается — по Сахалинскому мосту, по железной дороге. Пока этой инфраструктуры не будет, развития тоже ждать не стоит. Не менее важна и социальная сфера. По сравнению с 1990 годом население сократилось на 30-40%, уезжали даже из относительно благополучного Хабаровска. Сахалин держится сегодня за счет нефтегазовых проектов. Так что если стоит задача остановить отток населения и развить экономическую активность, нужно инвестировать, причем эти инвестиции сильно долгоиграющие, лет на пятьдесят», — сказал эксперт ФБА «Экономика сегодня».

Адамидов считает необоснованной критическую полемику вокруг проекта Сахалинского моста, «отдельные заявления о том, что мост не нужен, грузов все равно нет».

«Тут все наоборот. Сначала ты строишь мост, а потом уже возникает бизнес», — сказал эксперт.

С большей эффективностью

Очевидно, что структурированность этой программы в большей степени будет соответствовать тем 12 национальным проектам, которые уже сформулированы, говорит завкафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов: «Плюс большую роль играть будет и проекция комплексного плана модернизации инфраструктуры». 

Очевидно, должен быть критически переосмыслен набор инструментов, которые используются, сделан упор на то, что непосредственно дает отдачу.

«Если ТОРы работают, нужно делать ставку на них. Если оживилась торговля из-за статуса свободного порта Владивосток, стоит подумать, какие там еще остаются барьеры для активизации экономической деятельности. Если дают отдачу действия, связанные с человеческим капиталом, как, например, дальневосточный гектар, надо подумать либо о расширении этой практики, либо, наоборот, сворачивать какие-то проекты, которые не работают», — заметил эксперт ФБА «Экономика сегодня». 


На особых условиях

Понятно, что все это связано с необходимостью дополнительно выделять новые финансовые средства, без этого никак. Потому что все показатели, которые могут быть рассчитаны на общестрановом уровне, скорей всего, при учете регионов Дальнего Востока будут искажаться в понижающую сторону — в силу того, что там большие расстояния, малая плотность населения и т.д.

«И то, что хорошо для остальной части России, на Дальнем Востоке может трансформироваться в другую плоскость, там совершенно иные условия», — пояснил Владимир Климанов. 

Тему работы над программой Владимир Путин поднимал на ВЭФ. По словам президента, ключевым направлением должна стать высокая опережающая динамика в таких сферах, как качественное жилье и услуги ЖКХ, транспортная доступность, связанность Дальнего Востока со всей Россией, здравоохранение, культура и возможности для занятия спортом. 

Читайте нас в Яндексе

No tags for this post.

Нет комментариев

    Оставить отзыв